Про "Солярис", но не фантастика
Hyundai Solaris уже который год входит в пятёрку самых продаваемых моделей. И на наших станциях эти машины встречаются не реже, чем VW Polo.
Несмотря на простоту и надёжность, с учётом пробегов приходится иногда их и ремонтировать, а не только менять масло и фильтры. Сегодняшний наш клиент проехал чуть больше 110 000 и начал слышать посторонние звуки в задней части. Интрига?:-) Если вам интересно, предлагаю пройти вместе с нами в ремзону и посмотреть, как будут развиваться события. С чего начнём?
Диагностика
Поднимаем машину на подъёмнике
Несмотря на то, что жалобы владельца имеют географическую привязку (ну, он же указал, что стучит сзади), проверяем в первую очередь переднюю подвеску. Поверьте, звуки по автомобилю распространяются очень причудливо. Не найдя ничего криминального, с чувством выполненного долга и чистой совестью переходим к задней подвеске. И начинаем с проверки ступичных подшипников
Да-да, они могут не только гудеть, но и стучать
Но не в нашем случае. Поднимаем Солярис выше и рассматриваем подвеску:
Конечно, простая балка не обеспечивает того же уровня комфорта и рулёжки, как многорычажная подвеска. Но есть и плюс: простота и дешевизна.
Итак, что же тут может издавать звуки?
Амортизаторы. Как говорят знатоки марки, они могут «умереть стоя», то есть уже не работать, но не иметь внешних признаков - типа подтёков масла. Но обычно это происходит на больших пробегах. Ещё стучать могут нижние или верхние втулки крепления
Не лишним будет открутить гайки и убедиться в целостности сайлентблока:
Пружины. Сами по себе, пока целые, стучать не могут. Но если у них обломается нижний или верхний виток, то всякие разные звуки вполне себе могут появиться. Так что внимательно осматриваем и их:
Ну и последний подозреваемый: сайлентблоки задней балки
Бинго! Александр Ишанин, в руки которого попал этот Hyundai Solaris, механик опытный, и он вообще-то сразу предположил, что дело в них. Но выполнил полную проверку, чтобы исключить ошибки или накладки.
Как проверить сайлентблоки?
Напомню, что классический сайлентблок – это две металлические обоймы, сваренные между собой резиной:
И их неисправность чаще всего проявляется в отрыве резины от втулок. Именно это и наблюдалось на нашем «пациенте»:
Ну что ж, диагноз поставлен - дело за малым.
Как заменить сайлентблоки задней балки?
Есть два способа:
- используя стационарный пресс, для чего необходимо снять балку;
- не снимая балку, использовать специальные приспособления.
Мы выбираем второй, так как весь необходимый инструментарий у нас есть:
Демонтаж старых сайлентблоков
Балка крепится двумя болтами, головки которых торчат наружу и находятся в арках:
А вот гаек нет. Точнее, они есть, но скрыты от глаз и инструмента и конструктивно являются частью кузова. Однако корейцы предусмотрительно оставили отверстие, чтобы, предполагаю, у механика была возможность воспользоваться «жидким ключом»:
И этой возможностью обязательно надо воспользоваться. Пока химия делает свои чудеса, производим следующие действия:
- вынуть провод датчика ABS из фиксатора на балке:
- открутить болты крепления троса ручника и тормозной магистрали, по два с каждой стороны:
Оригинальные сайлентблоки обычно требуют замены не в первые годы эксплуатации и спокойно «ходят» и 100 000, и даже больше. В этом и плюс, и минус. Плюс очевиден, а о возможных негативных последствиях «долгожительства» предупреждает Александр: болты могут закиснуть во внутренних втулках сайлентблоков, что превращает достаточно простую процедуру в не очень весёлый аттракцион. И ведь «накаркал»! 😊Впрочем, это и есть проявление большого практического опыта.
Что делать, если болты не выкручиваются?
Ни разу не ругнувшись и не тратя времени на расчёсывание макушки в поисках выхода из как бы тупиковой ситуации, мой коллега начал действовать. Ещё раз напомню, как умирает сайлентблок: резина отрывается от металла. В случае с корейскими легковушками отрывается она именно от внутренней втулки, а болт закисает как раз в ней. И при попытке выкручивания втулка вращается вместе с ним. Значит, что? Значит, надо зафиксировать втулку:
В ход идут «крокодилы»:
Не сразу и далеко не быстро болты сдались. Александр применял и ласку, и смазку:
И силой не брезговал:
Результат закономерный – болты сдались:
Теперь есть возможность убедиться не только в точности поставленного диагноза:
но и в том, что порвались сайлентблоки не сегодня и не вчера, а очень давно:
- чтобы извлечь старые сайлентблоки, под заднюю часть, нижние чашки пружин, необходимо поставить упор:
- собрать набор из оправок и винта:
- выпрессовать старые сайлентблоки.
Лайфха́к;процедура извлечения пройдёт значительно проще, если предварительно аккуратно деформировать внешнюю обойму:
Установка новых сайлентблоков
- очистить посадочное место и, главное, края с той стороны, с которой будет производиться запрессовка:
Сайлентблок-то круглый, но устанавливать его необходимо в определённом положении. Вот так стоял «оригинал»:
Подобные метки есть и на сайлентблоках Metaco:
- нанести немного смазки на наружную обойму сайлентблока:
- прицелиться…
- вставить сайлентблок в балку:
- собрать набор из оправок:
- произвести запрессовку:
- убедиться, что:
1) сайлентблок запрессован до упора:
2) запрессован правильно:
Но не торопитесь устанавливать балку в кузов! Даже если болты выкрутились без вызова шамана (танцев с бубном), рекомендую прогнать резьбу:
А сами болты необходимо менять:
- подвести балку к кузову и вставить в проушины:
- вставить болты:
- закрутить, но не затягивать. Ориентироваться можно на шайбу, она должна свободно вращаться:
Почему?
Как правильно затягивать болты балки?
И снова повторюсь: сайлентблок – это две металлические втулки, сваренные между собой резиной. И работают на скручивание/смещение. То есть имеется статичное положение, есть напряжённое, когда машина стоит и когда машина едет (балка двигается относительно кузова вверх и вниз). Отсюда вывод: болты необходимо затягивать, когда машина стоит на колёсах. И корейские конструкторы предоставили нам такую возможность. Впрочем, я слегка опережаю события.
Пока машина ещё на подъёмнике:
- прикрутить тормозные магистрали и тросы ручника:
- вставить провода датчиков ABS:
- прикрутить колёса:
- опустить автомобиль, затянуть колёса:
120Nm
- протянуть болты крепления балки:
- затянуть их динамометрическим ключом:
160Nm
На этом, собственно, процедура ремонта задней подвески может считаться законченной:-)
От чего зависит ресурс сайлентблоков?
Скорее всего, вновь установленные сайлентблоки не смогут повторить рекорд долгожительства. И для того есть несколько причин:
- качество заменителей
и
- состояние элементов подвески.
Если утрировать, то ресурс сайлентблока – это количество и «размах» скручивания, то есть смещения одной обоймы относительно другой. И это напрямую зависит, к примеру, от состояния амортизаторов (ведь именно они ограничивают амплитуду раскачивания кузова), состояния пружин, загрузки автомобиля, качества дороги.
ЗАПИСАТЬСЯ НА ЗАМЕНУ САЙЛЕНТБЛОКОВ
Яков Финогенов
Технический специалист ЕвроАвто.